Аналитическое описание авторского проекта Уполномоченного по правам ребенка по Челябинской области по ресоциализации детей с криминальной историей посредством технологии социального театра
Социальный театр – социальная технология, направленная на соединение театрального искусства и социальной проблематики, посредством чего происходит акцентирование внимания на острых общественных проблемах и осуществление возможности высказаться и быть услышанными тем, кто по каким-либо причинам лишен в жизни и на сцене права голоса. Проект социального театра, направленного на ресоциализацию детей и подростков с криминальным прошлым, может быть эффективным инструментом в борьбе с социальной и криминальной дезадаптацией.

Актуальность проекта: По данным на 1 января 2023 года в Челябинской области проживает 743 493 несовершеннолетних детей, из которых примерно 323 502 человек – это дети в возрасте от 7 до 13 лет, подростков в возрасте от 14-17 лет - 147 876 человек.

По итогам 12 месяцев 2022 года в Челябинской области зарегистрировано 1145 преступлений, совершенных несовершеннолетними с участием 984 несовершеннолетних участников преступлений, из них 278 преступлений отнесены к тяжким и особо тяжким.

В 2022 году поступило 4534 протокола об административных правонарушениях несовершеннолетних в связи с недостижением возраста уголовной ответственности.

Число постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, вынесенных муниципальными КДН и ЗП – 9 857:
- в отношении несовершеннолетних – 3339;
- из них: направлено для исполнения судебным приставам-исполнителям – 1146.

Число материалов прекращенных уголовных дел и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, поступивших в муниципальные КДН и ЗП – 669.

Численность несовершеннолетних, в отношении которых рассмотрены поступившие материалы прекращенных уголовных дел или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела – 731, из них:

- численность несовершеннолетних, в отношении которых приняты постановления о применении мер воздействия – 658;
- численность несовершеннолетних, в отношении которых приняты постановления муниципальных КДН и ЗП о ходатайстве перед судом о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа – 29.

Сумма административных штрафов составила:
- в отношении несовершеннолетних: 880 5251,00 рублей;
- в отношении родителей (законных представителей): 439 4235,00 рублей.

За совершение общественно опасных деяний к 29 несовершеннолетним применены меры воздействия в виде направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Имеющая место интегрированность института детства позволяет Уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области создавать экосистему для работы с детьми группы риска, представляющую собой сеть из государственных, муниципальных, правоохранительных, экономических, гражданских субъектов, индивидуальная деятельность каждого из которых представляет собой уникальный элемент данной системы.

Таким образом фокусом экосистемы УПР ЧО является создание ценности для детей, создание инноваций в области социальных технологий, в частности социального театра для детей группы риска.

Цель: через подготовку и реализацию театральной постановки осуществить процесс ресоциализации несовершеннолетних, стоящих на различных видах учёта.

Задачи:
1. Посредством технологии социального театра осуществить комплексное развитие социальных и коммуникативных навыков участников проекта.
2. Обучить участников проекта навыкам разрешения конфликтных ситуаций.
3. Сформировать у участников проекта установки на просоциальное поведение.
4. Через раскрытие творческих способностей и создание безопасной и комфортной среды помочь участникам проекта осуществить личностное развитие и повысить уровень адаптированности к социуму.
5. Сформировать у участников проекта умения адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и мнимой собственной неполноценности.

Целевая аудитория: несовершеннолетние, стоящие на различных видах учёта.

При работе с детьми необходимо верифицировать факторы, оказывающие влияние на противоправное поведение несовершеннолетних:

1. Биологические: алкоголь, наличие заболеваний, психических расстройств, реактивного компонента эмоционального развития;

2. Социальные:
- Cемейная дезадаптация (социальный портрет семьи, адекватность оценки родителями сложившейся ситуации, критичность родителей, детско-родительские отношения, сиблинговые отношения, авторитетность родителей, наличие значимого взрослого в семье или за пределами семьи);
- Школьная дезадаптация (нарушение усвоения школьной программы, взаимодействия с педагогом и одноклассниками. Первая причина — сильное подавление родителей и учителей – гиперопека, проявляется в чувстве стыда, боязни провала, страха ошибки. Следующая причина проявляется в соматическом расстройстве – заболевания внутренних органов, слабый иммунитет, физическая усталость. Третья причина – неготовность ребенка к школе, это проявляется в слабой моторике у ребенка, в отсутствии определенных знаний и навыков. Четвертая причина – задержка психического развития, незрелость ЦПС, несформированность высших психических функций);
- Социальная среда (круг общения вне школы, взаимоотношения со сверстниками, проявление лидерских качеств);
- Психотравмы (неблагополучные романтические отношения, смерть, болезнь близких и т.д.).

Также необходимо оценить категорию правонарушений (по мотивации) с целью предложения альтернативных методов коррекции:

1. Малообеспеченная семья, удовлетворение материально-бытовых потребностей, правонарушение из нужды.
Альтернативы для коррекции противоправного поведения: социальные пособия, благотворительность, профориентация, трудоустройство.
2. Склонность к рискованному поведению, самоутверждение. Альтернативы для коррекции противоправного поведения: найти социально – одобряемые способы стать успешным в спорте, творчестве, волонтерских и социальных проектах.
3. Реакция группирования, желание утвердиться в группе, принадлежность значимому окружению.
Альтернативы для коррекции противоправного поведения: изменение социальной группы, работа с психологом, создание безопасной социальной среды.
4. Патологическое воспитание, следование криминальным семейным ценностям.
При работе со всеми несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, необходимо правовое просвещение и наставничество.

Методы реализации и контроля эффективности: основным методом реализации является включение участников проекта в подготовку театральной постановки в качестве актеров. Контроль эффективности осуществляется через методы психологической диагностики (входной и выходной), постоянное психолого-педагогическое наблюдение, проведение исследований в формате глубинных интервью по завершению проекта.

Субъекты реализации проекта: в реализацию вовлечены следующие стороны:
Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области – осуществляет общее руководство и координацию проектом через сотрудников аппарата.
Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде – осуществляет аналитическое и психолого-методическое сопровождение проекта.
Театрально-постановочная группа – осуществляет непосредственную подготовку спектакля «Прозрачные», основанного на личных историях участников.
Органы муниципальной власти (районные администрации) и правоохранительные органы (отдел ПДН ГУ МВД по Челябинской области) – отвечают за логистику и набор участников проекта из целевой аудитории.
Куратор – осуществляет непосредственное взаимодействие с участниками проекта.
Средства массовой информации и РДШ (РДДМ) – информационное освещение проекта.

Принципы и правила:

1. Экспериментальный характер – реализация осуществляется в сжатые сроки в рамках апробации технологии, в связи с чем предполагается ориентация не столько на конечный результат, сколько на выявление рисков, сложностей и проблем при реализации для дальнейшего развития проекта, а также возможность текущей коррекции подходов в ходе реализации.
2. Ресоциализирующий эффект. Главная цель не осуществление театральной постановки и не развитие собственно актерских навыков, а ресоциализация участников из целевой аудитории посредством развития эмоциональных компетенций, эмпатии, просоциального поведения. Следовательно, именно достижению данной цели должна способствовать деятельность всех действующих лиц на всём протяжении проекта.
3. Оценка эффекта – технология реализуется в рамках доказательного подхода, что предполагает оценку эффекта и воздействия на участников проекта на всём протяжении реализации и по завершению проекта.
4. Межведомственный подход – проект должен строиться на взаимодействии ключевых ведомств и взаимной поддержке на всех этапах проекта.
5. Единая координация – проект должен строиться на принципах единой координации на всех этапах всех действующих лиц для избежание негативных эффектов.
6. Участие - проект должен быть построен на участии целевой группы детей и подростков, что поможет им поверить в свои возможности и принять ответственность за свою жизнь.
7. Социальность - проект должен быть построен на общественных принципах и иметь социальную направленность, позволяющую детям и подросткам увидеть себя как часть общества.
8. Творческий подход - проект должен стимулировать творческое мышление и развивать творческие навыки детей и подростков.
9. Взаимодействие - проект должен стимулировать взаимодействие между детьми и подростками, позволяя им научиться работать в команде.
10. Индивидуальный подход - проект должен быть построен на индивидуальном подходе к каждому участнику, учитывая его потребности и способности.

В современных условиях, когда театральное творчество приобретает особую значимость в деле воспитания несовершеннолетних, мы использовали уникальную театральную методику, которая легко адаптируется к тем целям и задачам, которые мы поставили перед собой в работе с детьми по профилактике негативных социальных явлений.
Также реализованы вопросы взаимодействия органов власти, правоохранительных и некоммерческих организаций при формировании распределенной команды проекта и создание для этого методической базы.

Участие в социальном театре позволяет удовлетворить потребности подростков в проживании разных ролей, эмоций, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем. Социальный театр учит видеть и решать общие жизненные проблемы, уважение к себе, формирование внутренней душевной стойкости. Техники, используемые режиссёрами и специалистами по работе с подростками, позволяют несовершеннолетним по-новому оценить себя свой статус и перспективы в жизни что является базовой основой для изменения негативного социального поведения.

Поэтому сама технология социального театра стала местом сборки, вокруг которого мы стали формировать сообщество. Для технической реализации проекта создана страница «Социальный театр для нетрудных детей» https://www.school174.ru/theater на сайте «Семейная школа Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области» https://www.school174.ru/

Сайт содержит описание технологии и объединяет вокруг себя родителей, детей, субъекты профилактики правонарушений в Челябинской области, заинтересованные организации и экспертов.

Проект «Социальный театр для нетрудных детей» соответствует реализации национальной цели развития России «Возможности для самореализации и развития талантов» которая предполагает:

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;
- увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года.

Наше техническое решение реализовано в рамках работы с подростками, имеющими поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, и может иметь несколько уровней доступа по глубине и доступности к имеющейся информации.

Для учреждений и должностных лиц, непосредственно работающих с несовершеннолетними открыт доступ к статистике и персональным данным.

Для МКДНиЗП наш проект реализует поставленные перед комиссиями задачи в межведомственном и межотраслевом взаимодействии в части работы с несовершеннолетними правонарушителями и их исправлении.

Для правоохранительных органов это возможность правового просвещения родителей и детей, а также обеспечение участия детей, состоящих на учете в полиции в проекте для исправления. В нашем проекте именно со стороны полиции обеспечено участие детей в социальном театре. Такое объединение с одной стороны, позволяет органам полиции выполнять поставленные задачи по ресоциализации несовершеннолетних, с другой стороны обеспечивает участие изначально немотивированных детей в проекте.
Для системы образования наш проект дает возможность включиться в работу с данной категорией детей.
Для специалистов творческой группы это возможность предложить свои услуги и пространство для работы как органам власти, так и родителям, которые могут организовать участие детей в творческих проектах. Для данных пользователей доступна возможность получить статистику по предпочтениям родителей.
Для учреждений здравоохранения это возможность просвещения родителей и специалистов в области причин и методов работы с нежелательным поведением детей и подростков.
Для родителей это возможность получить маршрут по выяснению причин нежелательного поведения подростков и подбора эффективных методик.
Для волонтеров это возможность реализовать свою гражданскую активность.
У каждого из участников проекта одновременно есть и возможности, и ограничения. Например, некоммерческие организации не имеют доступа к персональным данным детей, находящихся на профилактическом учёте в органах полиции, образовательные организации далеко не всегда имеют доступ к ресурсам и экспертам областного уровня. Кроме того, у всех есть перегруженность по текущим задачам. Данный проект дает возможность максимально использовать те ресурсы, которые объективно имеются для достижения большей цели, которую невозможно достичь каждой конкретной организации в отдельности

Всем участникам ресурсами к экосистемы предлагается:
1. вступить в социальный проект на единой технологической платформе, где разместить необходимую информацию о себе;
2. пройти стратегическую сессию для сверки по ценностям и целям проекта;
3. выбрать социальный проект с учётом всех особенностей и специфики территории, в которой заинтересован;
4. сформировать программу реализации по очередному треку проекта в зависимости от территориальной принадлежности и особенностях;
5. получить необходимые образовательные программы и технологию для внедрения;
6. получить сопровождение по внедрению технологии со стороны команды проекта на своей территории;
7. реализовать поставленные задачи в части цифровой трансформации.

Цифровая платформа, объединяющая разные сферы в области профилактики правонарушений и воспитании детей дает возможность сформировать условия для устойчивого развития всей системы в целом, обеспечить охват целевой группы на территории региона, развить компетенции и способности физических здоровых и интеллектуально сохранных детей.



Этапы реализации:

1. Концептуальный (подготовительный) – определение целей и задач, планируемых результатов, выбор темы для театральной постановки, определение целевой аудитории и методов работы с ней.
2. Организационный - создание команды проекта, определение ролей и обязанностей каждого участника команды, разработка графика работы и плана бюджета. Определение ролей и задач в проекте. Набор участников.
3. Начальный (первичная работа с целевой аудиторией) – проведение набора участников проекта, осуществление входной диагностики, определение потребностей и потенциала каждого участника, проведение тренингов и мастер-классов, направленных на развитие творческих и социальных навыков, а также обучение актерскому мастерству и подготовке к театральной постановке. Данный этап завершается проведением серии установочных совещаний с обсуждением текущей стадии проекта, имеющих проблем и при необходимости корректировками подходов.
4. Основной – создание сценария, разработка художественного оформления, подбор костюмов и музыкального сопровождения, проведение основного цикла репетиционных занятий с постоянным психолого-педагогическим наблюдением за участниками.
5. Завершающий – осуществление театральных постановок, проведение выходной диагностики и серии глубинных интервью с действующими лицами и участниками, формирование отчётности, проведение итогового совещания с действующими лицами.
Результаты проведённых диагностик:
В ходе психологической диагностики были использованы следующие методики:

1. Методика «Исследования личностных особенностей учащихся» Сидорчук В.И. ОЦДиК.
2. Тест «Дерево с человечками».

Данные методики были выбраны в связи с их простотой и быстротой в использовании и возрастными особенностями детей.

В рамках формирования доказательной основы реализации проекта и научного подтверждения его результативности проведена серия интервью с участниками и специалистами. В исследовании приняли участие специалисты и участники из группы ресоциализируемых.
Методологически исследование базировалось на использовании двух основных методов: психологической диагностике посредством проективных методик на этапе начала и завершения проекта и серии индивидуальных глубинных полустандартизированных интервью. Дополнительно изучались личные дела и характеристики участников.
В рамках глубинных интервью использовался специально разработанный инструментарий – гайд.
По результатам проведенных проективных диагностических тестов установлено, что если вначале реализации технологии у большинства детей наблюдалась отстраненность от социума и неразвитость навыков просоциального поведения, то благодаря активному взаимодействию с коллективов и совместной работе по постановке спектакля большинство участников перебороли социальное дистанцирование и развили навыки просоциального поведения.

После анализа использования данных методик было принято решение о создании другого диагностического пакета для использования их в последующих проектах:

1. Эмоциональный интеллект, который можно исследовать с помощью Опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» (автор Д.В.Люсин). Методика включает в себя исследование эмоционального интеллекта (способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими) межличностный (понимание эмоций других людей и управление ими), внутриличностный (понимание собственных эмоций и управление ими), способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению своими и чужими эмоциями.
2. Тревожность, которую можно исследовать с помощью Методики диагностики тревожности (авторы Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин). Методика включает в себя исследование ситуативной и личностной тревожности.
3. Склонность к девиантному поведению Леус Э.В.
4. Детско-родительские отношения, которую можно исследовать с помощью Опросника «Подростки о родителях» ADOR (автор Е.Шафер, модификация З.Матейчика и П.Ржичана). Методика позволяет исследовать установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети.
5. Детско-родительски отношения с помощью проективной методики «Семейная социограмма».
6. Ценностные ориентации, которые можно исследовать с помощью «Диагностики ценностных ориентаций старшеклассников» (авторы М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой) для старшеклассников и методики «Положительные и отрицательные качества» (модификация для 5-6 классов). Методики позволяют оценить наиболее предпочтительные и важные ценностные ориентиры детей и подростков.

Данный пакет методик для комфортного проведения стоит разбить на 2 этапа по 1,5-2 часа каждый.
Все дети, принимавшие участие в проекте, были сняты с профилактического учета в связи с исправлением ситуации, у детей появились новые положительные социальные связи с ровесниками, улучшились взаимоотношения с родителями, повысилась успеваемость в школе.

Межведомственный характер реализации проект:
Межведомственная работа по проекту по ресоциализации детей с криминальной историей, используя технологию социального театра, представляет собой сотрудничество различных государственных и негосударственных организаций, работающих в сфере социальной защиты, ювенальной юстиции, образования и здравоохранения. Цель проекта заключается в перевоспитании и ресоциализации детей, имеющих проблемы с законом, путем использования театральных методов и техник.
В рамках реализации проекта принимали участие следующие заинтересованные стороны:
Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области – осуществляет общее руководство и координацию проектом через сотрудников аппарата.
Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде – осуществляет аналитическое и психолого-методическое сопровождение проекта.
Театрально-постановочная группа – осуществляет непосредственную подготовку театрального представления.
Органы муниципальной власти (районные администрации) и правоохранительные органы (отдел ПДН ГУ МВД по Челябинской области) – отвечают за логистику и набор участников проекта из целевой аудитории, а также правовые аспекты и надзоа за детьми после реабилитации.
Средства массовой информации – информационное освещение проекта.
Кроме того на различных этапах реализации проекта включаются иные участники:
Социальные службы – отвечают за оказание социальной поддержки детям и их семьям, оценку семейных условий, а также проведение индивидуальной работы с ребенком для его успешной реабилитации.

Образовательные учреждения – школы и учебные заведения предоставляют образовательные программы, адаптированные к потребностям детей с криминальной историей, а также обеспечивают их социализацию и развитие в ходе проекта и после его окончания.
Здравоохранение – врачи и психологи занимаются оценкой и лечением психических и поведенческих проблем детей, а также предоставляют медицинскую поддержку в процессе ресоциализации.
Негосударственные организации и общественные группы – добровольческие организации и группы активистов могут предоставлять дополнительную помощь и ресурсы для реализации проекта, а также проводить различные мероприятия для социализации и поддержки детей.

Межведомственный подход важен по нескольким причинам:
Комплексный подход. Межведомственная работа позволяет объединить различные области и экспертизы для решения сложных проблем, связанных с ресоциализацией детей с криминальной историей. Каждое ведомство и организация вносит свой вклад, применяя свои знания, ресурсы и опыт, что создает более эффективную и всестороннюю программу реабилитации. Различные организации, работающие в рамках межведомственного подхода, предоставляют разные виды помощи и поддержки, что способствует глубокому пониманию проблемы ресоциализации детей с криминальной историей. Совместные обсуждения, обмен информацией и анализ данных помогают выявить основные причины и факторы, влияющие на такое поведение, и разработать наиболее эффективные стратегии реабилитации.

Преодоление секторальных ограничений. Межведомственный подход позволяет преодолеть ограничения, связанные с секторальным мышлением и ограниченным видением проблемы. Вместо того чтобы сосредоточиться только на одной стороне проблемы, межведомственный подход объединяет различные перспективы и подходы, чтобы обеспечить более полное и глубокое решение проблемы ресоциализации детей с криминальной историей.

Координация и синергия. Межведомственный подход способствует сотрудничеству и координации между различными организациями и учреждениями. Это позволяет избежать дублирования работы, повысить эффективность использования ресурсов и создать синергию, когда совместные усилия дают более значимые результаты, чем действия каждой организации по отдельности.

Улучшение результатов. Межведомственный подход способствует более значимым и устойчивым результатам в ресоциализации детей с криминальной историей. Благодаря совместной работе различных организаций и использованию разнообразных методов и ресурсов удается создать более полноценные и индивидуальные программы, способствующие развитию навыков, повышению самооценки, развитию социальных навыков и переориентации на правильное поведение. Кроме того, такой подход способствует созданию сети поддержки для детей и их семей, что увеличивает вероятность их успешной адаптации в обществе и предотвращает рецидив.

Ресурсоэффективность. Межведомственный подход позволяет более эффективно использовать доступные ресурсы. Взаимодействие между организациями позволяет сократить издержки, избежать дублирования усилий и оптимально распределить финансовые, человеческие и информационные ресурсы. Такой подход способствует повышению эффективности программы и увеличению ее масштабов.

В целом, межведомственный подход важен для успешной реализации проекта по ресоциализации детей с криминальной историей посредством технологии социального театра. Он обеспечивает комплексный подход к проблеме, координацию усилий различных организаций, обеспечение комплексных услуг, эффективное использование ресурсов и содействует достижению устойчивых результатов в реабилитации и интеграции детей в общество.

Сложности, возникающие во время работы проекта

Организационные и иные проблемы возникающие в связи с распределенной работой команды, а также

• Отсутствие чётко закрепленных функций у каждого участника проекта, в том числе связанного с тем, что основная работа и должностные инструкции в иерархии относятся к различным ведомствам. Требуется регламентация всех задач от прямого руководителя каждого участника проекта.
• Общее описание функций, задач, правил работы кураторов и столкновение с реальными сложными ситуациями в отсутствие у них необходимых психолого-педагогических компетенций приводит к трудностям работы куратора. Требуется составление программы индивидуальной подготовки и сопровождения куратора в зависимости от количества детей и их личностных особенностей, регулярные супервизии и привлечение профильных специалистов для консультаций как куратора, так и специалистов творческой группы, работающих с детьми.
• В нашем проекте работали несколько организаций в направлении психологической работы, тренинговой и текущей. Требуется до начала работы скоординировать и описать работу специалистов.
• Отсутствие понимания в полной мере театральной группой ключевой ресоциализирующей цели проекта. Нам постоянно приходилось возвращать театральную группу к нашей цели в ресоциализации детей, а не в самой постановке. Требуется проведение совместных интерактивных мероприятий для театральной группы, куратора и психологов проекта до начала реализации проекта. Описание и проговаривание общей цели не приводит к полному пониманию, только в тренинговом формате удалось достигнуть понимания.
• Проблемы в выстраивании межведомственного взаимодействия вначале проекта с администрациями районов, в результате чего может быть размытие фокуса целевой группы, с которой осуществляется работа. В начале проекта у нас не было четких критериев, которые имеются после завершения проекта. Необходимо перед набором детей в проект провести семинар-совещание или иную форму работы для того, чтобы погрузить специалистов в суть проекта и после этого по заданным критериям предложить рекомендовать детей для участия в проекте.

Мы предлагаем рассматривать причины противоправного поведения детей исходя из их биологических и социально – психологических возрастных особенностей: удовлетворение материально-бытовых потребностей; склонность к рискованному поведению, самоутверждению; реакция группирования, желание утвердиться в группе, принадлежность значимому окружению; патологическое воспитание, следование криминальным семейным ценностям.

• Недостаточное исследование и анализ причин имевшегося у детей асоциального поведения, которое привело к различным видам учёта. Без полного понимания основных факторов (включая окружение, отношения к школе, семью и т.д.), которые привели к их социальной изоляции, проект не сможет эффективно решать проблему.

В результате реализации проекта нами сформулирован алгоритм верификации факторов, оказывающих влияние на противоправное поведение несовершеннолетних: биологические (алкоголь, наличие заболеваний, психических расстройств, реактивного компонента эмоционального развития); социальные (семейная дезадаптация); школьная дезадаптация (установление причин); социальная среда (круг общения вне школы, взаимоотношения со сверстниками, проявление лидерских качеств); психотравмы (неблагополучные романтические отношения, развод родителей, смерть, болезнь близких и т.д.).

• Недостаточный мониторинг и оценка результатов проекта.
В связи с тем, что наш проект носил экспериментальный характер не было четких критериев оценки эффективности. Обратная связь носила ситуативный характер, мы ориентировались на результаты психологической диагностики, запросов детей и специалистов. Это давало «широкий» взгляд на детей и позволяло гибко вносить изменения. Вместе с тем, требуется формализация систематического сбора данных и анализа эффективности предпринятых мер, с возможностью расширения используемых методик и корректировки программы.

Рекомендации в выстраивании работы куратора с детьми:
• Требуется специальное обучение кураторов и подготовка к работе с детьми, стоящими на учете. Кураторы должны быть осведомлены о проблемах, с которыми эти дети сталкиваются, и иметь навыки в области ресоциализации и поддержки.
• Необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку. Кураторы должны уметь адаптировать свою работу под особенности каждого ребенка, учитывая его потребности, интересы и специфические трудности для чего обладать полнотой информации и навыками психолого-педагогической работы.
• Требуется обучение кураторов в установлении личных границ, для устранения «перекосов» в выстраивании отношений с детьми – куратор не должен становиться «лучшим другом детей», сохраняя профессиональную дистанцию и не переходя личные границы.

Общие рекомендации по дальнейшему использованию проекта:

1. Обязательное наличие постоянного психолога.

• Дети, стоящие на различных видах учета, часто имеют сложности в эмоциональной сфере и требуют психологической поддержки. Постоянный психолог может предоставить им возможность получать регулярное профессиональное сопровождение, помочь им справляться с эмоциональными трудностями и развивать позитивные стратегии адаптации.
• Психолог способен выявить скрытые причины проблем поведения и эффективно работать с ними, помогая детям преодолеть свои сложности и успешно адаптироваться.
• Психолог должен на постоянной основе сопровождать все мероприятия с детьми, для того чтобы отслеживать изменения, происходящие с ними и давать профессиональные рекомендации по индивидуальной работе для достижения наилучшего ресоциализирующего эффекта.

2. Обязательное обучение кураторов.

Обучение куратора является основополагающим элементом успешной работы с детьми, стоящими на различных видах учета. Куратор должен обладать знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для эффективной ресоциализации детей.

Обучение куратора должно включать в себя следующие аспекты:

• Понимание основных причин и факторов, влияющих на социальную изоляцию детей, и методов их преодоления.
• Психолого-педагогические навыки работы с детьми, включая коммуникацию, эмоциональную поддержку, управление конфликтами и разрешение проблем.
• Знание специфики работы с детьми, имеющими особые потребности или проблемы, такие как дети-сироты, дети с нарушениями развития или дети, испытывающие травму.
• Осведомленность о правах ребенка и нормативно-правовой базе в сфере защиты и поддержки детей.
• Обучение по организации и координации работы с различными организациями и специалистами, чтобы обеспечить комплексный подход к ресоциализации детей, а также грамотно среагировать в экстренных ситуациях.

Кроме того, работа куратором требует особых личностных характеристик, таких как высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля, эмпатии и т.д. в связи с чем далеко не всякий кандидат может выполнять функции куратора.

3. Обязательное внедрение правил для кураторов по работе с детьми, в том числе в случае провокационного поведение.

Правила работы с детьми в рамках проекта социального театра для кураторов:

1. Безопасность детей всегда на первом месте. Куратор обязан предоставить безопасные условия для работы и общения детей на протяжении всего проекта. Не допускается нахождение детей на территории, где возможно появление опасных предметов или ситуаций.
2. Работа в коллективе. Куратор должен обучать детей работе в команде, учить их взаимодействию и взаимопомощи. Все участники проекта должны уважать друг друга и проявлять терпимость.
3. Достижение цели. Куратор должен помочь детям осознать цель проекта и направлять их усилия на ее достижение. Куратор должен развивать у детей ответственность и настойчивость в достижении поставленной задачи.
4. Нет критики, только поддержка. Куратор должен поддерживать детей в их творческих идеях и уважать их индивидуальность. Куратор не должен высказывать критику, а должен помочь детям найти пути улучшения тех аспектов, которые они сами считают нуждающимися в улучшении.
5. Саморазвитие. Куратор должен развивать у детей навыки самостоятельности и инициативности. Он должен помочь детям осознать, что только усилиями своих собственных рук они могут добиться успеха.
6. Уважение к правилам. Куратор должен быть строг в соблюдении правил проекта и принимать меры по предотвращению нарушений. Важно помнить, что правила необходимы для того, чтобы все участники проекта могли работать в спокойной и безопасной атмосфере.
7. Рекомендации по работе с детьми. Куратор должен уважать индивидуальность каждого ребенка и быть открытым для их идей. Он должен стремиться улучшить жизнь детей и обеспечить им достойную будущую жизнь. Куратор должен учитывать возраст и особенности каждого ребенка, и предоставлять подходящие задачи и задания, которые будут соответствовать их возможностям и интересам.
8. Работа со сторонними специалистами. Куратор должен сотрудничать со специалистами театрально-постановочной группы, психологами и специалистами аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области, чтобы обеспечить оптимальную помощь детям в их ресоциализации и подготовке театральной постановки.
9. Нельзя допускать насилие или другие формы дискриминации в рамках проекта. Куратор должен убедиться, что все участники проекта соблюдают правила безопасности и уважают друг друга. Нельзя допускать унижения, принуждение или другие формы насилия.
10. Поддержка после окончания проекта. Куратор должен помочь детям после окончания проекта, предоставляя им поддержку и советы, которые помогут им сохранить и развивать новые навыки и уважение к социальным нормам.
11. Правильная организация времени и пространства. Куратор должен заботиться о том, чтобы дети имели достаточно времени для работы над проектом и отдыха. Он также должен обеспечивать безопасность и удобные условия для работы и общения детей.
12. Куратор должен всегда быть готов помочь и поддержать детей в трудные моменты, помогая им сохранять мотивацию и веру в свои силы. Он должен стремиться к тому, чтобы проект стал не только средством ресоциализации, но и источником радости и удовлетворения для всех участников.

Эти правила помогут куратору проекта социального театра создать благоприятную атмосферу для работы с детьми и достичь поставленной цели – помочь им вернуться к нормальной жизни через творчество и самовыражение.

Рекомендации по работе в случае провокационного поведения:

• Сохранение спокойствия и контроль над эмоциями. Важно помнить, что провокационное поведение может быть результатом эмоциональных или социальных трудностей ребенка, поэтому ответной реакцией должна быть терпимость и понимание.
• Проявление эмпатии и понимания. Слушайте ребенка, старайтесь понять его точку зрения и причины провокаций. Установление эмоциональной связи может помочь смягчить напряжение и снять конфликт.
• Применение навыков конфликтологии и разрешения проблем. Предлагайте альтернативные способы выражения эмоций и разрешения конфликтов, обучайте ребенка навыкам позитивного взаимодействия и сотрудничества.
• Работа в команде с другими специалистами. В случае провокационного поведения важно обратиться за советом и поддержкой к коллегам, таким как психологи, социальные работники или руководители проекта. Совместное обсуждение и поиск решений помогут разработать эффективные стратегии работы с детьми.
• Поддержка ребенка после провокационного поведения. После конфликта или провокаций важно уделить время и внимание ребенку, выразить заботу и поддержку. Обсудите произошедшее с ребенком, помогите ему осознать последствия своих действий и найти способы извлечь уроки из ситуации.
• Развитие позитивного и поддерживающего окружения. Необходимо создавать атмосферу в проекте, которая способствует позитивным взаимодействиям и поддержке между детьми. Регулярные групповые занятия, фокусирующиеся на развитии навыков социальной адаптации и коммуникации, могут способствовать снижению провокационного поведения.
• Вовлечение родителей и законных представителей. Необходимо установить контакт и сотрудничество с родителями или законными представителями детей. Работа в партнерстве с ними поможет лучше понять контекст и особенности каждого ребенка, а также разработать индивидуальные подходы к ресоциализации.
• Систематический мониторинг и оценка прогресса. Необходимо системно вести документацию о процессе работы с каждым ребенком, регистрировать достижения, сложности и изменения в их поведении. Регулярно проводить оценку эффективности принятых мер и вносите необходимые корректировки в работу проекта.

Итоговые результаты проекта:
1. Ресоциализация участников проекта из целевой аудитории посредством развития эмоциональных компетенций, эмпатии, просоциального поведения.
2. Изучение возможностей и апробация технологии социального театра как инструмента ресоциализации подростков, вовлеченных в криминальное поведение.
3. Получены научные данные относительно ключевых причин и факторов криминального поведения несовершеннолетних
4. Разработаны и внедрены новые инструменты профилактики (социальная реклама, программа правового просвещения, социального кураторства и т.д.)
5. Разработаны и апробированы в работе с двадцатью участниками инструменты ресоциализации несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта
6. Осуществлена диагностика социально-психологического состояния участников до и после применения технологии
7. Подготовлены аналитические отчёты для изучения и трансляции апробированных практик и разработан план реализации дальнейших мероприятий

Выстраивание дальнейшей работы с детьми:

В рамках завершающего этапа работы проекта с детьми была проведена встреча, на которой были обозначены выводы и планы на дальнейшую работу. Итогом встречи стало направление детей на последующую самостоятельную работу в той форме, которую сами участники хотят видеть – уличный театральный фестиваль. Для успешной реализации нового проекта детям была предложная поддержка и сопровождение.