Социальный театр – социальная технология, направленная на соединение театрального искусства и социальной проблематики, посредством чего происходит акцентирование внимания на острых общественных проблемах и осуществление возможности высказаться и быть услышанными тем, кто по каким-либо причинам лишен в жизни и на сцене права голоса. Проект социального театра, направленного на ресоциализацию детей и подростков с криминальным прошлым, может быть эффективным инструментом в борьбе с социальной и криминальной дезадаптацией.
Актуальность проекта: По данным на 1 января 2023 года в Челябинской области проживает 743 493 несовершеннолетних детей, из которых примерно 323 502 человек – это дети в возрасте от 7 до 13 лет, подростков в возрасте от 14-17 лет - 147 876 человек.
По итогам 12 месяцев 2022 года в Челябинской области зарегистрировано 1145 преступлений, совершенных несовершеннолетними с участием 984 несовершеннолетних участников преступлений, из них 278 преступлений отнесены к тяжким и особо тяжким.
В 2022 году поступило 4534 протокола об административных правонарушениях несовершеннолетних в связи с недостижением возраста уголовной ответственности.
Число постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, вынесенных муниципальными КДН и ЗП – 9 857:
- в отношении несовершеннолетних – 3339;
- из них: направлено для исполнения судебным приставам-исполнителям – 1146.
Число материалов прекращенных уголовных дел и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, поступивших в муниципальные КДН и ЗП – 669.
Численность несовершеннолетних, в отношении которых рассмотрены поступившие материалы прекращенных уголовных дел или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела – 731, из них:
- численность несовершеннолетних, в отношении которых приняты постановления о применении мер воздействия – 658;
- численность несовершеннолетних, в отношении которых приняты постановления муниципальных КДН и ЗП о ходатайстве перед судом о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа – 29.
Сумма административных штрафов составила:
- в отношении несовершеннолетних: 880 5251,00 рублей;
- в отношении родителей (законных представителей): 439 4235,00 рублей.
За совершение общественно опасных деяний к 29 несовершеннолетним применены меры воздействия в виде направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Имеющая место интегрированность института детства позволяет Уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области создавать экосистему для работы с детьми группы риска, представляющую собой сеть из государственных, муниципальных, правоохранительных, экономических, гражданских субъектов, индивидуальная деятельность каждого из которых представляет собой уникальный элемент данной системы.
Таким образом фокусом экосистемы УПР ЧО является создание ценности для детей, создание инноваций в области социальных технологий, в частности социального театра для детей группы риска.
Цель: через подготовку и реализацию театральной постановки осуществить процесс ресоциализации несовершеннолетних, стоящих на различных видах учёта.
Задачи: 1. Посредством технологии социального театра осуществить комплексное развитие социальных и коммуникативных навыков участников проекта.
2. Обучить участников проекта навыкам разрешения конфликтных ситуаций.
3. Сформировать у участников проекта установки на просоциальное поведение.
4. Через раскрытие творческих способностей и создание безопасной и комфортной среды помочь участникам проекта осуществить личностное развитие и повысить уровень адаптированности к социуму.
5. Сформировать у участников проекта умения адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и мнимой собственной неполноценности.
Целевая аудитория: несовершеннолетние, стоящие на различных видах учёта.
При работе с детьми необходимо верифицировать факторы, оказывающие влияние на противоправное поведение несовершеннолетних:
1. Биологические: алкоголь, наличие заболеваний, психических расстройств, реактивного компонента эмоционального развития;
2. Социальные:
- Cемейная дезадаптация (социальный портрет семьи, адекватность оценки родителями сложившейся ситуации, критичность родителей, детско-родительские отношения, сиблинговые отношения, авторитетность родителей, наличие значимого взрослого в семье или за пределами семьи);
- Школьная дезадаптация (нарушение усвоения школьной программы, взаимодействия с педагогом и одноклассниками
. Первая причина — сильное подавление родителей и учителей – гиперопека, проявляется в чувстве стыда, боязни провала, страха ошибки. Следующая причина проявляется в соматическом расстройстве – заболевания внутренних органов, слабый иммунитет, физическая усталость. Третья причина – неготовность ребенка к школе, это проявляется в слабой моторике у ребенка, в отсутствии определенных знаний и навыков. Четвертая причина – задержка психического развития, незрелость ЦПС, несформированность высших психических функций
); - Социальная среда (круг общения вне школы, взаимоотношения со сверстниками, проявление лидерских качеств);
- Психотравмы (неблагополучные романтические отношения, смерть, болезнь близких и т.д.).
Также необходимо оценить категорию правонарушений (по мотивации) с целью предложения альтернативных методов коррекции:
1. Малообеспеченная семья, удовлетворение материально-бытовых потребностей, правонарушение из нужды.
Альтернативы для коррекции противоправного поведения: социальные пособия, благотворительность, профориентация, трудоустройство. 2. Склонность к рискованному поведению, самоутверждение. Альтернативы для коррекции противоправного поведения: найти социально – одобряемые способы стать успешным в спорте, творчестве, волонтерских и социальных проектах.
3. Реакция группирования, желание утвердиться в группе, принадлежность значимому окружению.
Альтернативы для коррекции противоправного поведения: изменение социальной группы, работа с психологом, создание безопасной социальной среды. 4. Патологическое воспитание, следование криминальным семейным ценностям.
При работе со всеми несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, необходимо правовое просвещение и наставничество.
Методы реализации и контроля эффективности: основным методом реализации является включение участников проекта в подготовку театральной постановки в качестве актеров. Контроль эффективности осуществляется через методы психологической диагностики (входной и выходной), постоянное психолого-педагогическое наблюдение, проведение исследований в формате глубинных интервью по завершению проекта.
Субъекты реализации проекта: в реализацию вовлечены следующие стороны:
Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области – осуществляет общее руководство и координацию проектом через сотрудников аппарата.
Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде – осуществляет аналитическое и психолого-методическое сопровождение проекта.
Театрально-постановочная группа – осуществляет непосредственную подготовку спектакля «Прозрачные», основанного на личных историях участников.
Органы муниципальной власти (районные администрации) и правоохранительные органы (отдел ПДН ГУ МВД по Челябинской области) – отвечают за логистику и набор участников проекта из целевой аудитории.
Куратор – осуществляет непосредственное взаимодействие с участниками проекта.
Средства массовой информации и РДШ (РДДМ) – информационное освещение проекта.
Принципы и правила: 1. Экспериментальный характер – реализация осуществляется в сжатые сроки в рамках апробации технологии, в связи с чем предполагается ориентация не столько на конечный результат, сколько на выявление рисков, сложностей и проблем при реализации для дальнейшего развития проекта, а также возможность текущей коррекции подходов в ходе реализации.
2. Ресоциализирующий эффект. Главная цель не осуществление театральной постановки и не развитие собственно актерских навыков, а ресоциализация участников из целевой аудитории посредством развития эмоциональных компетенций, эмпатии, просоциального поведения. Следовательно, именно достижению данной цели должна способствовать деятельность всех действующих лиц на всём протяжении проекта.
3. Оценка эффекта – технология реализуется в рамках доказательного подхода, что предполагает оценку эффекта и воздействия на участников проекта на всём протяжении реализации и по завершению проекта.
4. Межведомственный подход – проект должен строиться на взаимодействии ключевых ведомств и взаимной поддержке на всех этапах проекта.
5. Единая координация – проект должен строиться на принципах единой координации на всех этапах всех действующих лиц для избежание негативных эффектов.
6. Участие - проект должен быть построен на участии целевой группы детей и подростков, что поможет им поверить в свои возможности и принять ответственность за свою жизнь.
7. Социальность - проект должен быть построен на общественных принципах и иметь социальную направленность, позволяющую детям и подросткам увидеть себя как часть общества.
8. Творческий подход - проект должен стимулировать творческое мышление и развивать творческие навыки детей и подростков.
9. Взаимодействие - проект должен стимулировать взаимодействие между детьми и подростками, позволяя им научиться работать в команде.
10. Индивидуальный подход - проект должен быть построен на индивидуальном подходе к каждому участнику, учитывая его потребности и способности.
В современных условиях, когда театральное творчество приобретает особую значимость в деле воспитания несовершеннолетних, мы использовали уникальную театральную методику, которая легко адаптируется к тем целям и задачам, которые мы поставили перед собой в работе с детьми по профилактике негативных социальных явлений.
Также реализованы вопросы взаимодействия органов власти, правоохранительных и некоммерческих организаций при формировании распределенной команды проекта и создание для этого методической базы.
Участие в социальном театре позволяет удовлетворить потребности подростков в проживании разных ролей, эмоций, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем. Социальный театр учит видеть и решать общие жизненные проблемы, уважение к себе, формирование внутренней душевной стойкости. Техники, используемые режиссёрами и специалистами по работе с подростками, позволяют несовершеннолетним по-новому оценить себя свой статус и перспективы в жизни что является базовой основой для изменения негативного социального поведения.
Поэтому сама технология социального театра стала местом сборки, вокруг которого мы стали формировать сообщество. Для технической реализации проекта создана страница «Социальный театр для нетрудных детей»
https://www.school174.ru/theater на сайте «Семейная школа Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области»
https://www.school174.ru/ Сайт содержит описание технологии и объединяет вокруг себя родителей, детей, субъекты профилактики правонарушений в Челябинской области, заинтересованные организации и экспертов.
Проект «Социальный театр для нетрудных детей» соответствует реализации национальной цели развития России «Возможности для самореализации и развития талантов» которая предполагает:
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;
- увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года.
Наше техническое решение реализовано в рамках работы с подростками, имеющими поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, и может иметь несколько уровней доступа по глубине и доступности к имеющейся информации.
Для учреждений и должностных лиц, непосредственно работающих с несовершеннолетними открыт доступ к статистике и персональным данным.
Для МКДНиЗП наш проект реализует поставленные перед комиссиями задачи в межведомственном и межотраслевом взаимодействии в части работы с несовершеннолетними правонарушителями и их исправлении.
Для правоохранительных органов это возможность правового просвещения родителей и детей, а также обеспечение участия детей, состоящих на учете в полиции в проекте для исправления. В нашем проекте именно со стороны полиции обеспечено участие детей в социальном театре. Такое объединение с одной стороны, позволяет органам полиции выполнять поставленные задачи по ресоциализации несовершеннолетних, с другой стороны обеспечивает участие изначально немотивированных детей в проекте.
Для системы образования наш проект дает возможность включиться в работу с данной категорией детей.
Для специалистов творческой группы это возможность предложить свои услуги и пространство для работы как органам власти, так и родителям, которые могут организовать участие детей в творческих проектах. Для данных пользователей доступна возможность получить статистику по предпочтениям родителей.
Для учреждений здравоохранения это возможность просвещения родителей и специалистов в области причин и методов работы с нежелательным поведением детей и подростков.
Для родителей это возможность получить маршрут по выяснению причин нежелательного поведения подростков и подбора эффективных методик.
Для волонтеров это возможность реализовать свою гражданскую активность.
У каждого из участников проекта одновременно есть и возможности, и ограничения. Например, некоммерческие организации не имеют доступа к персональным данным детей, находящихся на профилактическом учёте в органах полиции, образовательные организации далеко не всегда имеют доступ к ресурсам и экспертам областного уровня. Кроме того, у всех есть перегруженность по текущим задачам. Данный проект дает возможность максимально использовать те ресурсы, которые объективно имеются для достижения большей цели, которую невозможно достичь каждой конкретной организации в отдельности
Всем участникам ресурсами к экосистемы предлагается: 1. вступить в социальный проект на единой технологической платформе, где разместить необходимую информацию о себе;
2. пройти стратегическую сессию для сверки по ценностям и целям проекта;
3. выбрать социальный проект с учётом всех особенностей и специфики территории, в которой заинтересован;
4. сформировать программу реализации по очередному треку проекта в зависимости от территориальной принадлежности и особенностях;
5. получить необходимые образовательные программы и технологию для внедрения;
6. получить сопровождение по внедрению технологии со стороны команды проекта на своей территории;
7. реализовать поставленные задачи в части цифровой трансформации.
Цифровая платформа, объединяющая разные сферы в области профилактики правонарушений и воспитании детей дает возможность сформировать условия для устойчивого развития всей системы в целом, обеспечить охват целевой группы на территории региона, развить компетенции и способности физических здоровых и интеллектуально сохранных детей.
Этапы реализации: 1. Концептуальный (подготовительный) – определение целей и задач, планируемых результатов, выбор темы для театральной постановки, определение целевой аудитории и методов работы с ней.
2. Организационный - создание команды проекта, определение ролей и обязанностей каждого участника команды, разработка графика работы и плана бюджета. Определение ролей и задач в проекте. Набор участников.
3. Начальный (первичная работа с целевой аудиторией) – проведение набора участников проекта, осуществление входной диагностики, определение потребностей и потенциала каждого участника, проведение тренингов и мастер-классов, направленных на развитие творческих и социальных навыков, а также обучение актерскому мастерству и подготовке к театральной постановке. Данный этап завершается проведением серии установочных совещаний с обсуждением текущей стадии проекта, имеющих проблем и при необходимости корректировками подходов.
4. Основной – создание сценария, разработка художественного оформления, подбор костюмов и музыкального сопровождения, проведение основного цикла репетиционных занятий с постоянным психолого-педагогическим наблюдением за участниками.
5. Завершающий – осуществление театральных постановок, проведение выходной диагностики и серии глубинных интервью с действующими лицами и участниками, формирование отчётности, проведение итогового совещания с действующими лицами.